DAF – новые горизонты автоматического пилотирования грузовиков

Технологии автоматического вождения автомобилей приобретают все более реальные черты. Год от года мы наблюдаем за эволюцией систем, позволяющих водителю присоединиться к пассажирам, автомобиль сделать на несколько порядков менее опасным и доступным всем. Совсем не за горами новая эра автомобильного транспорта, в которой не будет эпических сражений за парковочные места, ваше авто будет самостоятельно развозить всех по делам, а потом возвращаться на стоянку, не будет нарушений ПДД, ГИБДД будет упразднена, а смертность на дорогах снизится в десятки раз.

Конечно, в первую очередь, мы полагаем, что все эти новшества коснутся легковых автомобилей. Но и грузовой транспорт тоже имеет все шансы перейти на управление без водителей. И на этом направлении уже есть определенные успехи, которые свидетельствуют о приближении эпохи вождения без водителей.

И на этом пути уже есть значительные достижения. Так, консорциум "EcoTwin", в который входят всемирно известный производитель грузовых автомобилей всех классов DAF, консультационная фирма Ricardo plc, предоставляющая услуги экспертов в различных областях деятельности человека, в том числе, разработку высокотехнологичных агрегатов для автомобильной промышленности, компания NXP (Phillips), занимающаяся производством микроэлектронных компонентов и систем автоматизации на их основе, в том числе, системы беспроводных защищенных каналов передачи данных, а так же компания TNO, занимающейся разработкой инновационных решений для транспортных систем, недавно испытал на дорогах общего пользования Европейского Союза автоматическую грузовую автоколонну.

Что такое автоматическая колонна

Технология объединения нескольких грузовых транспортных средств, управляемых одним водителем, позволяет добиться существенного снижения затрат на грузоперевозки, в том числе, экономию топлива в пределах 10 процентов за счет сокращения дистанции между автомобилями в колонне, которые получают возможность двигаться в области разрежения вихревых потоков, исключая необходимость преодолевать сопротивление воздуха.

Так как минимальная дистанция между автомобилями напрямую зависит от скорости движения колонны и реакции водителей, которая ограничена скоростью распространения нервных импульсов по нейронной сети человека и не может превышать 1,4 с, то минимальная дистанция, которую могут поддерживать водители в колонне грузовиков, не должна быть меньше 30 метров. В автоматической колонне скорость реакции систем на изменение обстановки не превышает 0,5 с, что позволяет сократить расстояние между транспортными средствами до 10 метров.

Высокоскоростной помехозащищенный канал связи между автомобилями в колонне поддерживается с помощью специально разработанного для этого компанией NXP протокола Wifi-P. На текущем этапе испытаний второй грузовик в автоматической колонне "EcoTwin" дополнительно контролируется водителем, который в случае возникновения нештатной ситуации сможет тут же перейти на ручное управление. Для него в кабине имеется монитор, на который выводится изображение со всех камер высокого разрешения. Поэтому он всегда находится в курсе дорожной обстановки и видит её глазами водителя головного авто.

Как будет реализована концепция автоматической колонны

В настоящее время техническая сторона проекта практически полностью завершена и потребует в дальнейшем незначительных доработок. Как утверждает ответственный за проект "EcoTwin" от DAF Trucks Рон Борсбум испытания на европейских дорогах общего пользования продлятся до 2020 года. В течение этого времени политикам и законодателям предстоит принять множество законов, инструкций и положений, которые определят порядок взаимодействия между транспортными средствами, управляемыми в автоматическом режиме и обычными водителями, а так же установят нормы ответственности в случае ДТП с участием автоматических автомобилей.

Потребуется вносить изменения в регламенты технического обслуживания и проводить сертификацию сервисов, которым будет доверен ремонт грузовых автомобилей, чтобы исключить даже незначительную вероятность отказа бортового оборудования. Однако общественное мнение и стремление автопроизводителей сделать автомобильные грузовые перевозки безопасными определенно сходятся, что позволяет с уверенностью утверждать, что проект автоматической колонны вскоре будет завершен.